MiningWorld RussiaXIV Всероссийский Конгресс «Государственное регулирование недропользования 2017»
28.09.2016

Горный университет принимает Всемирный форум ресурсных университетов по устойчивому развитию

В Горном университете начал работу Всемирный форум ресурсных университетов по устойчивому развитию (WFURS). Участниками этого статусного события стали ректоры ведущих минерально-сырьевых высших учебных заведений более, чем из 50 государств. Образовательные программы и научные исследования этих вузов связаны с природными ресурсами и всей технологической цепочкой по их получению и использованию. В частности, поиском и разведкой полезных ископаемых, разработкой месторождений, переработкой сырья, утилизацией и повторным использованием отходов.

WFURS был создан в 2012 году двумя старейшими высшими горными школами мира – Санкт-Петербургским Горным университетом и Фрайбергской горной академией. Его первые четыре заседания прошли в Германии, Норвегии, Австрии и Японии. В ходе последнего из них Россия в конкурентной борьбе завоевала право на проведение нынешнего, пятого по счёту, форума.

В торжественной церемонии открытия принял участие Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, представители профильных министерств и ведомств, нефтегазовых компаний, профессиональных объединений. Основным вопросом, стоящим на повестке дня, стало обсуждение инициативы Горного университета по созданию Международного Центра компетенций в горно-техническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Он будет заниматься профессиональной аттестацией специалистов, работающих в минерально-сырьевом комплексе, а его аккредитация в будущем станет обязательной для получения статуса инженера.

«После окончания вуза выпускник является специалистом, который освоил учебные программы, - отметил ректор Горного университета Владимир Литвиненко. - А производство ждет специалиста, который соответствует профессиональным стандартам. Очевидно, что мы 2-3 года должны называть выпускника стажером, и лишь после того как он приобретет практический навык, аттестовывать его».

Актуальность поставленной задачи  для нашей страны обусловлена переходом российской высшей школы на Болонскую систему образования, заменившую классическую пятилетнюю схему подготовки инженеров на бакалавриат. В рамках пленарного заседания Владимир Литвиненко напомнил, что целью этой трансформации должен был стать рост академической мобильности студентов. То есть создание условий для того, чтобы российский учащийся мог после первого или второго курса продолжить образование, допустим, в Германии или Франции. Однако этого не произошло. Более того, молодые люди, понявшие, что выбрали не ту специальность или не тот вуз, испытывают трудности даже при попытках сменить один отечественный университет на другой.

Фактически внедрение Болонской системы не принесло никакого положительного эффекта, но заметно снизило уровень подготовки выпускников. Руководители многих предприятий минерально-сырьевого сектора сегодня признаются, что их не устраивает квалификация бакалавров. Например, технический директор компании Nord Stream AG Сергей Сердюков, принимавший участие в форуме, подчеркнул, что бакалавры – это, по сути, «полуфабрикат, с которым нужно долго и плодотворно работать для того, чтобы довести его до ума».

«Для того, чтобы получить звание инженера выпускник после нескольких лет работы на предприятии должен пройти курсы профессиональных стандартов и сдать соответствующие экзамены. В случае успеха его данные вносятся в единый государственный реестр. Инженеры, чьи фамилии там фигурируют, получают признание, в том числе, за рубежом. Это повышает как ценность каждого конкретного специалиста, так и компаний, в которых они работают. С этой целью мы и создаём Международный Центр компетенций в горно-техническом образовании» под эгидой ЮНЕСКО.

Владимир Литвиненко, ректор Горного университета

«Задача Центра – объединить ведущие мировые университеты в создании условий для мобильности студентов, аспирантов и специалистов, унификации образовательных и профессиональных стандартов, формировании единой системы международной профессиональной аттестации. Это очень важное и нужное решение. Новый единый подход к подготовке кадров в столь важной для каждого государства отрасли откроет широкие возможности и для самих вузов, и для выпускников, и для международного сотрудничества»

Георгий Полтавченко, Губернатор Санкт-Петербурга

29 сентября, в завершение первого дня работы форума, была утверждена рабочая группа по созданию Центра компетенций. В неё вошло 12 руководителей ведущих ресурсных вузов мира. В их задачу войдут, в частности, переговоры с руководством ЮНЕСКО и выработка конкретных предложений, связанных с профессиональными нормативами, определением состава аттестационной комиссии, рядом других вопросов.

Горный университет
Горный университет
Горный университет