Техническое обслуживание карьерной техники: современный уровень и перспективы развития

Система сервисного обслуживания карьерной техники силами специализированных организаций или специалистами изготовителя техники получает все большее распространение в мировой практике. В российской практике она также находит применение.

О преимуществах эксплуатации техники, приобретаемой вместе с пакетом сервисных услуг, рассказывает к.т.н. К.Ю.Анистратов, возглавляющий коллектив специалистов ООО «Технокомплект», который обладает реальным опытом работы по системе полного сервисного обслуживания карьерной техники на российских горных предприятиях.

Общеизвестно, что в основе эффективной эксплуатации любой техники и тем более мощной и сложной, к которой относятся горные и транспортные машины шахт и карьеров, лежат: во-первых, соответствие технико-эксплуатационных характеристик горной машины горнотехническим условиям, в которых она используется; во-вторых, квалифицированным и технически грамотным управлением машиной и содержанием ее в эксплуатационной готовности; в-третьих, неукоснительным и точным соблюдением графиков обслуживания и ремонтов техники.

Рассмотрим особенности технического обслуживания карьерной техники.

Потребитель заинтересован в надлежащем уходе за производственным оборудованием; насколько важную роль играет обучение операторов для оптимизации степени использования оборудования и повышения его производительности?

Чрезвычайно важно обучение операторов проводить как при вводе машин в эксплуатацию, так и на протяжении всего периода эксплуатации техники. Цель обучения оператора - вооружить его максимально полными знаниями и привить навыки работы с данной техникой, которые позволят ему эксплуатировать машину на безопасных и эффективных режимах.

Профессионально обученный оператор способен обеспечить высокопроизводительную работу машины и выбрать благоприятные технико- технологические условия для ее проявления.

В ходе обучения опытные инструкторы, как правило, делятся не только собственным опытом, но и знакомят обучающихся с накопленным международным опытом.

Квалифицированный и правильно обученный оператор никогда не станет эксплуатировать машину на предельных и критических режимах в течение более или менее длительного времени.

При вводе в эксплуатацию новых видов техники курс соответствующего обучения и переподготовки должны проходить и инженерно-технические работники предприятия. Только благодаря этому руководители и технический персонал служб предприятия будут в состоянии понимать в полной мере особенности машины и обеспечивать наилучшие условия для ее эксплуатации и организовывать более эффективную работу сопряженных в единую технологическую цепь машин и механизмов.

Срок службы техники в конечном итоге впрямую будет зависеть от уровня квалификации как оператора, так и специалистов технического сервиса. Поэтому многие фирмы сегодня для обучения персонала не жалеют денег и используют, например, для этого достаточно дорогие и сложные тренажеры, представляющие из себя полные электронные модели кабин автосамосвалов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, адекватно имитирующих работу машины и управление.

Перед пользователем техникой часто стоит выбор, каким запчастям и расходным материалам отдать предпочтение - оригинальным или аналогам?

Доллсен существовать баланс между экономией средств и риском. Детали, приобретенные у альтернативных поставщиков, могут быть дешевле. Но даже если стандарт исполнения будет одним и тем же, может оказаться, что поддерживать местного альтернативного дилера будет невыгодно, а запас частей будет недостаточным, особенно в случае крайней необходимости. Неоригинальные части могут оказаться в начале дешевле, но, скорее всего, они не будут подлежать гарантии и окажут слабую техническую поддержку вследствие более низкого качества. Будет также трудно рассчитать время до ремонта или отказа или степень вероятных повреждений. Результатом может стать более низкая работоспособность машины и недостаточное знание срока службы конкретной части и взаимодействующих с ней деталей. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, учитывая информацию, поступающую с мест эксплуатации техники. Потребители же могут использовать местные поставки некоторых частей, качеству которых они доверяют (например, поставки фильтров известных торговых марок). Однако, в целом, потребители предпочитают оригинальные части.

На первый взгляд кажется, что использование неоригинальных частей приводит к сокращению расходов. Однако опыт показывает, что из-за невысокого качества и технических характеристик этих компонентов во время эксплуатации машины возникают дополнительные расходы, которых можно было бы избежать.

Это происходит по следующим причинам: части низкого качество увеличивают вероятность непредвиденных повреждений и приводят к заметному сокращению срока службы компонента. Риск незапланированных простоев и непосредственно связанных с этим расходов значительно повышается. Кроме того, существует угроза повреждения других компонентов и модулей, а также угроза безопасности из-за применения материала с низкими техническими характеристиками (например, использование гидравлических шлангов со спецификациями, не отвечающими требованиям). Во многих случаях теряется полностью или частично гарантийная компенсация от производителя.

Кроме того, опыт показывает, что имиджу производителя техники и уверенности потребителя в качестве приобретенной продукции может быть нанесен серьезный ущерб на длительное время из-за использования неоригинальных компонентов.

Неоригинальные части имеют более низкое качество и могут привести скорее к большему ущербу, чем экономии средств. Такая экономия может закончиться тем, что владелец техники будет вынужден платить в несколько раз больше за установку оригинальной части повторно, без учета простоя машины. Другим важным моментом является то, что части, поставленные не производителем, могут стать причиной гарантийных рекламаций на оригинальные компоненты.

Какое из технологических новшеств, на сегодняшний день, внедренное в конструкцию горных машин наиболее ценно с позиций наилучшего обеспечения их технического обслуживания, и какое значение оно приобретает в глазах заказчика (потребителя) горной техники?

Наибольшую ценность с позиций потребителя техники представляют устройства, обеспечивающие минимизацию расходов на обслуживание техники и повышающие ее готовность к работе.

Все это обеспечивается системами электронного мониторинга, который обеспечивает операторов и обслуживающий персонал всесторонней информацией относительно интегрированной системы аварийной сигнализации, сервисных функций и эксплуатационных параметров.

Эта система удобна для пользователя, она экономит время и деньги благодаря автоматизированному наблюдению и более точным эксплуатационным данным, а также предусматривает инструмент для сервисных работ и упрощенной регулировки двигателя и гидравлики.

Ее преимущества увеличиваются за счет ответственности высококвалифицированного персонала, который использует имеющиеся данные и программное обеспечение в управлении парком горной техники. Это позволяет увеличить срок службы дорогостоящих компонентов, таких как привод ходовой части, гидравлические части и механизмы поворота, а также значительно увеличить интервалы между производимыми заменами, что сокращает затраты на обслуживание и снижает общие эксплуатационные расходы.

Для калсдого производителя машин основной задачей является введение в их конструкцию таких технических новшеств, которые позволяют существенно повысить коэффициент технической готовности оборудования при одновременном сокращении расходов на периодическое техническое обслуживание. Успех решения этих двух неразрывно связанных задач обеспечивается путем увеличения и оптимизации регламентных интервалов между сервисным обслуживанием или сокращения неплановых простоев путем более быстрой и опережающей диагностики неисправностей.

Особое внимание уделяется увеличению интервалов между заменами масла до 500 - 1000 часов или полной за применения материала с низкими техническими характеристиками (например, использование гидравлических шлангов со спецификациями, не отвечающими требованиям). Во многих случаях теряется полностью или частично гарантийная компенсация от производителя.

Кроме того, опыт показывает, что имиджу производителя техники и уверенности потребителя в качестве приобретенной продукции может быть нанесен серьезный ущерб на длительное время из-за использования неоригинальных компонентов.

Неоригинальные части имеют более низкое качество и могут привести скорее к большему ущербу, чем экономии средств. Такая экономия может закончиться тем, что владелец техники будет вынужден платить в несколько раз больше за установку оригинальной части повторно, без учета простоя машины. Другим важным моментом является то, что части, поставленные не производителем, могут стать причиной гарантийных рекламаций на оригинальные компоненты.

Какое из технологических новшеств, на сегодняшний день, внедренное в конструкцию горных машин наиболее ценно с позиций наилучшего обеспечения их технического обслуживания, и какое значение оно приобретает в глазах заказчика (потребителя) горной техники?

Наибольшую ценность с позиций потребителя техники представляют устройства, обеспечивающие минимизацию расходов на обслуживание техники и повышающие ее готовность к работе.

Все это обеспечивается системами электронного мониторинга, который обеспечивает операторов и обслуживающий персонал всесторонней информацией относительно интегрированной системы аварийной сигнализации, сервисных функций и эксплуатационных параметров.

Эта система удобна для пользователя, она экономит время и деньги благодаря автоматизированному наблюдению и более точным эксплуатационным данным, а также предусматривает инструмент для сервисных работ и упрощенной регулировки двигателя и гидравлики.

Ее преимущества увеличиваются за счет ответственности высококвалифицированного персонала, который использует имеющиеся данные и программное обеспечение в управлении парком горной техники. Это позволяет увеличить срок службы дорогостоящих компонентов, таких как привод ходовой части, гидравлические части и механизмы поворота, а также значительно увеличить интервалы между производимыми заменами, что сокращает затраты на обслуживание и снижает общие эксплуатационные расходы.

Для калсдого производителя машин основной задачей является введение в их конструкцию таких технических новшеств, которые позволяют существенно повысить коэффициент технической готовности оборудования при одновременном сокращении расходов на периодическое техническое обслуживание. Успех решения этих двух неразрывно связанных задач обеспечивается путем увеличения и оптимизации регламентных интервалов между сервисным обслуживанием или сокращения неплановых простоев путем более быстрой и опережающей диагностики неисправностей.

Особое внимание уделяется увеличению интервалов между заменами масла до 500 - 1000 часов или полной

замене фильтровальной системы очистки масла в машине на центрифужную систему. Учитывая внедрение новшеств в конструкцию машин, некоторые из производителей горной техники с целью минимизации расходов потребителя на ее обслуживание и содержание рекомендуют переходить от метода профилактической замены компонентов и сервисно-технических жидкостей (плано-во-предупредительной) на метод их замены по требованию (по техническому состоянию) машины. Состояние же техники определяется с помощью автоматизированного анализа, основанного на достоверной исходной информации, собираемой выше упомянутыми датчиками и другими элементами компьютеризированной системы диагностики.

Комментарии по сервисному обслуживанию: какой сервис лучше, осуществляемый производителем/дистрибьютором или потребителем?

Преимущества метода сервисного обслуживания, которое осуществляется по контракту на полный сервис (техническое обслуживание, плановые ремонты) состоят в том, что исполнитель на основании своего опыта работы создает необходимую (или дополняет имеющуюся) инфраструктуру для обслуживания техники, формирует эффективную логистику поставки запасных частей и материалов. При этом используются только сертифицированные запасные части и допущенные расходные материалы, наличие которых всегда гарантируется. При таком сервисном контракте всегда прогнозируются будущие расходы на сервисное обслуживание и ремонт на достаточно длительный период времени, а качество сервисных и ремонтных работ, обычно, самое высокое. Этот метод долгосрочной технической поддержки минимизирует риск возникновения неисправного состояния машины для конечного ее потребителя. Тесная взаимосвязь производителя машины с ее пользователем способствует наиболее эффективной работе самой машины и придает полную уверенность эксплуатирующему персоналу в том, что машина будет всегда работоспособна вне зависимости от перемен как в руководстве производством, так и в техническом, и эксплуатационном персонале. Заказчик при этом имеет возможность выбора как единообразных, так и реальных для его внутренних условий, ставок на сервисные услуги.

Преимущества сервисного обслуживания, которое осуществляет потребитель своими силами: потребитель сохраняет свое «ноу-хау», выработанное на протяжении многих лет. Кроме того, может быть использована уже существующая инфраструктура. Заказчик полностью не зависим от поставщика оборудования. Хотелось бы отметить, что предпочтение этому методу сервиса иногда отдают, исходя из политических и социальных условий, требующих повышения занятости местной рабочей силы.

Вместе с этими основными методами сервиса все больше получает распространение комбинированный вид сервиса, при котором потребитель или частично участвует в сервисном обслуживании, или поручает его поставщику - третьей стороне, гарантирующей работу машины при заранее определенных эксплуатационных расходах. Многие признают, что машины, которые обслуживаются по контрактам по этому виду сервиса, в целом, имеют более высокую работоспособность (хотя качество сервиса зависит от обязательности и квалификации обслуживающего персонала). Главный товар при комбинированной форме сервиса, осуществляемого третьей стороной, это гарантируемое сервис-организацией количество рабочих часов обслуживаемой машины за определенный период времени (обычно, не менее одного года).

В настоящее время наша компания реализует договоры на полное сервисное обслуживание и аренду карьерной техники угледобывающим предприятиям Кузбасса. При этом мы производим продажу комплексной услуги, оцениваемой стоимостью каждого часа технической готовности машины. В стоимость 1 часа входят: аренда техники, полное сервисное обслуживание, горюче-смазочные материалы, расходные материалы и зарплата персонала. Каково значение программы профилактического обслуживания для пользователя техники? Правильно организованное ежедневное и периодическое техническое обслуживание является основой хорошего технического состояния машины и призвано помочь своевременно определить возможные повреждения механизмов и узлов, пока они не вылились в серьезные поломки. При таком обслуживании достигается несколько целей: увеличение сроков службы компонентов (узлов, механизмов) и сервис-персонала, совершенствование знаний про мотор машины и ее эксплуатации в различных условиях.  Для создания программы профилактического сервисного обслуживания требуется детальная статистика, которая отражает реальную наработку машины, компонентов узлов и механизмов в различных условиях на протяжении всего срока службы.

Некоторые фирмы считают, что к идеальному решению в этой сфере относится комбинированное сервисное обслуживание и контракт на поставку запчастей. Какова роль современного программного обеспечения и диагностики в управлении машинным парком горнодобывающего предприятия?

Централизованный сбор необходимой информации и ее надежность позволяют быстрее получить ответы на возникающие вопросы, сократить время простоев и ускорить решение выдвигаемых задач. Затраты на сервисное обслуживание снижаются, когда улучшается планирование, предусматривающее увеличение сроков службы оборудования и сокращение незапланированных ремонтных работ. Поскольку, например, работоспособность самосвала, обслуживающего экскаватор, значительно влияет на производительность последнего, повседневный уход за всем оборудованием является составной частью работы всего машинного парка. Более высокий уровень автоматической подачи сведений увеличивает количество и качество информации, которая должна быть обработана экспертами и управленческим персоналом предприятия, использующими полученные данные более эффективно. В результате повышается эффективность работы всей карьерной техники, и снижаются эксплуатационные расходы на весь срок службы машин.

В целом можно утверждать, что современные методы управления машинным парком способствуют более эффектному использованию экскаваторов, самосвалов, бульдозеров, буровых станков и других карьерных машин, и, следовательно, приводят к сокращению общих издержек предприятия на добычу полезного ископаемого. Эксплуатация тяжелой горной техники всегда оказывает определенное отрицательное воздействие на окружающую среду, что создает известные проблемы... Конечно, рост масштабов горной техники объективно сопровождается увеличением ее воздействия на окружающую среду и, если не принимать мер, это воздействие было бы просто пагубным для нее.

Современные горные машины характеризуются не только большим производительностями и собственной массой, но и высоким уровнем экономичности и эколо-гичности, т.е. потреблением относительно малого объема топлива на единицу выполненной работы и малыми удельными выбросами вредных веществ в окружающую среду. В странах, производящих и применяющих горные машины, принимаются законодательные меры по регулированию уровней вредных машинных выбросов, которые побуждают производителя техники модернизировать оборудование в соответствии с новейшими технологиями. В соответствии с законами по охране окружающей среды в машинах используются высококачественные смазочные материалы и новейшие технологии их непрерывной очистки для вторичного использования, а также саморазлагающиеся технические жидкости. В ходе создания машин принимаются меры по снижению уровня производимого ими шума и вибрации, что улучшает условия работы оператора и повышает производительность его труда. Проводятся всесторонние исследования в области шумоизоляции для защиты обслуживающего персонала и окружающей среды. В частности, все чаще защита от вредного воздействия шума производится методом инкапсуляции, т.е. помещения узлов, механизмов и целых агрегатов в шумопоглощающие оболочки. Такая мера в высшей степени становится оправданной и необходимой при ведении горных работ на участках, близко расположенных к населенным пунктам и особо охраняемым природным объектам. Например, если экскаватор, бульдозер и другие машины будут работать на водо-охранной территории, то в них должны использоваться масла и гидравлические жидкости, не наносящие вред окружающей среде. Все чаще для защиты окружающей среды запрещаются горные работы с буровзрывной подготовкой пород к выемке. Для таких условий выпускаются землеройные, дорожно-строительные и другие виды техники, на основе гидравлических приводов, развивающие большие усилия копания и отрыва грунта от массива: комбайны, гидравлические экскаваторы, гидромолоты, рыхлительно-бульдозерные агрегаты и другие машины, в которых в качестве рабочей жидкости широко используются различные машинные масла и гидравлические жидкости.
  Одной из мер по защите окружающей среды является применение технологии покраски машин и оборудования, исключающей использование растворителей и красок, содержащих в своем составе свинец. И, наконец, отметим, что увеличение интервала по замене масел, других сервисных жидкостей и расходных материалов, снижает объем отработанных материалов и жидких побочных продуктов, которые подлежат промышленной переработке и вторичной утилизации, хотя и в этой области научные достижения не стоят на месте