К.Ю. Анистратов, к.т.н., Генеральный директор ООО «НТЦ «Горное дело»
Структура рынка карьерных экскаваторов В период с 1980 по 2011 гг. на горнодобывающие предприятия РФ и стран СНГ было поставлено 5644 ед. одноковшовых электрических экскаваторов с вместимостью ковша от 4,6 до 42 м3 (рис. 1 и 2), а за период с 1999 по 2011 гг. – 259 ед. гидравлических мехлопат с ковшами более 5 м3 (рис. 1 и 3). К настоящему времени 70% экскаваторов в горной промышленности России имеют сверхнормативный срок службы.
Рис. 1 Динамика общего объема поставок одноковшовых экскаваторов с электромеханическим и гидравлическим приводом на карьеры РФ и стран СНГ в период 1980–2011 гг.
Рис. 2 Динамика производства и импорта в РФ и другие страны СНГ карьерных мехлопат основных типоразмеров с электромеханическим приводом в период 1980–2011 гг.
Рис. 3 Динамика импорта гидравлических экскаваторов основных типоразмеров в РФ в период 1999–2011 гг.
Анализ парка карьерных экскаваторов, эксплуатирующихся на горнодобывающих предприятиях России и других крупнейших добывающих стран СНГ (Украина, Казахстан и Узбекистан), показывает, что основным выемочно-погрузочным оборудованием по-прежнему остаются ЭКГ – одноковшовые гусеничные экскаваторы с электромеханическим приводом. При этом основной парк (63%) составляют экскаваторы с ковшами вместимостью 8–15 м3 производства ОМЗ (ИЗ-КАРТЭКС, ранее – Ижорских заводов) и их модификации (рис. 4).
Рис. 4 Структура парков карьерных экскаваторов по основным производителям (по состоянию на 2010 г)
За последнее десятилетие компания кроме традиционных 10Xти, 12-ти и 15-ти кубовых моделей экскаваторов освоила выпуск 20–35-ти кубовых машин нового поколения – ЭКГX1500Р, ЭКГX18Р и ЭКГ-32Р. Первые экскаваторы новой линейки были поставлены на российские предприятия в 2009–2011 гг., а в целом за период 2000–2011 гг. на горные предприятия страны и зарубеж компания ИЗКАРТЭКС поставила 265 экскаваторовмехлопат.
Современная тенденция сохранения ведущей роли карьерных электрических экскаваторов с ковшом вместимостью более 8 м3 на многих действующих предприятиях России и других стран СНГ существенно отличается от зарубежной (рис. 5), где в этом типоразмере основной объем закупок приходится на гидравлические экскаваторы [1]. В значительной степени это объясняется наличием на действующих горных предприятиях соответствующей сложившейся инфраструктуры с налаженными системами технического обслуживания и ремонта, а также материально-технического снабжения экскаваторов ЭКГ-10 и ЭКГ-15.
Рис. 5 Сегментация экскаваторного парка основных горно-добывающих предприятий по вместимости ковша
Опыт работы гидравлических экскаваторов на Костомукшском, Ковдорском и Оленегорском ГОКах, железорудных предприятиях Украины, Навоийском и Алмалыкском ГМК, угольных предприятий РФ, личный опыт авторов статьи показывают, что они имеют в целом меньшую надежность, выражающуюся в меньшем времени работы на линии даже на первом этапе эксплуатации, существенно меньший срок службы в природно-технологических условиях работы отечественных карьеров. Однако, технологические преимущества гидравлических экскаваторов в совокупности с меньшими инвестиционными затратами определяют их экономическую эффективность в конкретных условиях разработки [2].
Поэтому за последние 7 лет динамика соотношения между электрическими и гидравлическими экскаваторов в общем объеме поставок на территорию РФ и СНГ имеет тенденцию к выравниванию. За период 2003–2011 г.г. было поставлено 261 электрических и 229 гидравлических экскаватора. При этом половина поставленных за этот период гидравлических экскаваторов были оснащены ковшами вместимостью менее 6 м3 (рис. 6) при нижнем пределе вместимости электрических экскаваторов 10 м3. Таким образом, гидравлические экскаваторы в типоразмере ковша 5–7 м3 полностью вытеснили с российского рынка карьерных экскаваторов электрические мехлопаты аналогичного типоразмера. Последний экскаватор ЭКГ-5У был продан в 2002 г. В перспективе (после 2030 г.) следует ожидать подобную картину в типоразмерах ковша 8–10 м3 и 12–15 м3.
Рис. 6 Распределение поставок гидравлических экскаваторов на территорию РФ и стран СНГ по вместимости ковша в период 2003–2011 гг.
На рынке РФ и СНГ представлена продукция всех крупнейших мировых производителей карьерных гидравлических экскаваторов рис. 7.
Рис. 7 Доли рынка производителей карьерных гидравлических экскаваторов на территории РФ и стран СНГ в период 2006–2011 гг.
Распределение парка поставленных на территории РФ и других стан СНГ гидравлических экскаваторов с ковшом более 4 м3 по весовым классам (типоразмерам) показано на рис. 8. Согласно этим данным более половины парка представлена моделями с рабочей массой от 80 до 120 т (4–7м3). Основные причины, объясняющие сложившиеся отличия конъюнктуры экскаваторного рынка РФ и СНГ от мировых рыночных тенденций:
Рис. 8 Структура распределения парка гидравлических экскаваторов по весовым классам
Исторически более быстрые (со времён СССР) темпы развития карьерных автосамосвалов БелАЗ по сравнению с карьерными экскаваторами ЭКГ. Изначально экскаваторы ЭКГ-8И и ЭКГ-10 проектировались под автосамосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 75–90 т. Парк карьерных автосамосвалов большинства горных предприятий РФ и СНГ динамично эволюционировал: к 2011г. на долю самосвалов грузоподъемностью более 130 т уже приходится более 25% машин (рис. 9), при доминирующем парке (более 60%) карьерных экскаваторов на горнодобывающих предприятиях средней и большой мощности, имеющим ковши 10 м3. Консерватизм проектных организаций, закладывавших до недавнего времени в реконструкцию действующих предприятий и в новые проекты горное и транспортное оборудование уже эксплуатируемых и распространённых типоразмеров. Важный фактор является отсутствие фронта работ на карьерах, обеспечивающего высокоэффективную, производительную работу мощных экскаваторно-автомобильных комплексов.
Структура рынка карьерных самосвалов В настоящее время российский рынок карьерных самосвалов насчитывает почти 9 тыс. машин грузоподъемностью от 30 т до 360 тонн (рис. 9).
Рис. 9 Структура российского рынка самосвалов различной грузоподъемности
Продукция завода БелАЗ с долей 94% является абсолютным лидером (рис. 10). Среди зарубежных компаний наибольшую долю рынка занимает Caterpillar (310 ед.). На третьем месте компания Komatsu с 204 ед. техники. На российских предприятиях также эксплуатируются самосвалы Unit Rig (до недавнего времени Bucyrus, а ныне Caterpillar) – 42 ед. и Euclid (ныне Hitachi) – 10 ед.
Рис. 10 Структура российского рынка самосвалов по производителям
Анализ рынка по сегментам грузоподъемности показывает (см. рис. 9), что доминируют самосвалы малого класса (30–45 т), занимая 73% рынка. Далее следуют 55-тонные машины с долей 10%. Замыкают тройку 130-тонные самосвалы, имеющие 7% рынка (доля импортированных моделей в этом сегменте заметно выше, чем в среднем по рынку – 15%). На долю самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30–55 т приходится 84% российского рынка. В классе 130–136 т на долю самосвалов БелАЗ приходится 85% (рис. 11).
Рис. 11 Структура российского рынка самосвалов в классе грузоподъемности 130–136 тонн по производителям
При этом столь популярные за рубежом модели класса грузоподъемности 80–90 т на горных предприятиях России представлены довольно слабо, спрос на них практически полностью удовлетворяется за счет импортных закупок. Отвечая на возрастающий запрос рынков, компания БелАЗ приступила к освоению 90-тонных машин в 2009 г.
Рис. 12 Динамика производства самосвалов БелАЗ в классе грузоподъемности 120–360 т
Самосвалы грузоподъемностью 180 т в России вообще не реализуются, а 220тонники постепенно увеличивают свою долю на рынке – прежде всего за счет БелАЗов, который в течение последних пяти лет постоянно наращивает их производство, (рис. 12). Также в России эксплуатируется незначительное количество 220-тонных самосвалов Komatsu. Сегмент особо крупных машин грузоподъемностью 320–360 т пока исчисляется лишь первым десятком БелАЗ-75600, работающих в Кузбассе (рис. 13 и 14).
Рис. 13 Динамика поставок в Россию карьерных самосвалов зарубежного производства
Рис. 14 Сегментация рынка импортных самосвалов в классе грузоподъемности 50–220 тонн в период 1997–2010 гг.
Рассматривая структуру парка карьерных самосвалов по отраслям, надо отметить, что на железорудных карьерах на долю самосвалов грузоподъемностью 120–136 т приходится 80% общей грузоподъемности парка (рис. 15а).
Рис. 15 Структура парка технологических самосвалов по грузоподъёмности в РФ и других странах СНГ:
а) на железорудных предприятиях; б) на угольных разрезах
На угольных разрезах, где объемы перевозок технологических автомобильным транспортом существенно возросли за последнее десятилетие, на долю самосвалов грузоподъемностью 130 т приходится 61% и 30% на 220-ти тонные машины (рис. 15б).
Таким образом, динамика изменения структуры парка карьерных самосвалов России соответствует общей мировой тенденции на увеличение единичной мощности карьерной техники. Такая тенденция будет определять динамику формирования структуры парка карьерных экскаваторов на ближайшие 20 лет.