Особенности формирования парка карьерных самосвалов на горных предприятиях России (Анонс статьи Журнала Горное дело 2013 №1)

В настоящее время в мире выпускается 69 моделей карьерных самосвалов с жёсткой рамой 29-ю различными производителями в классах более 30 т, и 33 модели  самосвалов грузоподъёмностью  90-363 т – шестью (с 2011 г. после слияния Катерпиллара и Бюсайруса ) основными производителями.

 

Диаграмма на рис.1 отчетливо показывает мировую тенденцию роста грузоподъёмности парка карьерных самосвалов (по классам 130-360 т). Если в начале века суммарная грузоподъёмность парка (без самосвалов ПО БЕЛАЗ и заводов Китая) оценивалась в 102 тыс. т (без учёта ранее выпущенных), то в 2010 г. она выросла более чем в 80 раз.

Максимальный объем выпуска приходится на 2008 г., когда на  заводах  мира  было  изготовлено  1440  самосвалов  грузоподъемностью более 130 т.

Российский  рынок  карьерных  самосвалов  насчитывает почти 9 тыс. машин грузоподъемностью от 30 до 360 т (по состоянию на 2010 г.).

Продукция  завода  БелАЗ с  долей  94  %  является  абсолютным  лидером  (рис.  2).

Среди  зарубежных  компаний наибольшую  долю  рынка  занимает  Caterpillar  (310  ед.).

На  третьем  месте  находится компания  Komatsu.  На  российских  предприятиях  также эксплуатируются  самосвалы  UnitRig    (до  недавнего  времени Bucyrus – 42 ед., а ныне

Caterpillar) и Euclid (ныне Hitachi – 10 ед.).Анализ  рынка  по  сегментам  грузоподъемности  показывает, рис. 3, что самосвалы малого  класса  (30-45  тонн) занимают 73 % рынка,  55-тонные  машины  с  долей  15  %, 130-тонники - 13 % рынка. Таким образом, на долю самосвалов 30-55 т в 2010 г. приходилось  82 % по количеству, но 56 % по суммарной грузоподъемности.

При этом, столь популярные за рубежом модели класса 80-90 т, на горных предприятиях России приходится всего 4 %. Спрос на них практически полностью удовлетворяется за счет моделей зарубежных производителей, рис. 4, которые освоили выпуск самосвалов в классах 60-90 т на заводах в России: Катерпиллар в г. Тосна (САТ-773), Комацу HD-785 в Ярославле, Терекс TR-100  в Челябинске. РУПП БелАЗ приступил к освоению 90-тонных машин в только в 2009 г.

Читайте далее в журнале Горное дело