ТОРОС. Подсистема автоматизации технического обслуживания, ремонта, анализа и оценки технического состояния горных машин и оборудования (Анонс статьи Журнала Горное дело 2013 №1)
При эксплуатации горных машин и оборудования широко практикуется ремонт по отказу [1]. Главное, что его использование никак не связано с такими понятиями, как «анализ», «осоз нанный выбор», «минимизация последствий». Как следствие – большие внеплановые простои, когда плановое рабочее время тратится на устранение отказа. Каждый такой про стой обходятся предприятию миллионными потеря ми в выработке продукции. Ситуация сопровождается высокой аварийностью, причем аварийный характер отказа сам по себе делает ремонт более дорогостоя щим и длительным.
Каждая авария несет риски для безопасности. В этой связи актуальным является внедрение предупреждающих стратегий для управления теми отказами, которые имеют значимые последствия для безопасности, экологии, экономики предприятия. Это такие стратегии, как обслуживание по регламенту (система ППР) и работы по состоянию (Condition-Based Maintenance). Под работами по состоянию следует понимать как работы по оценке технического состояния оборудования, так и последующий предупредительный ремонт, решение о котором принимается на основе полученных оценок состояния. При этом оценку состояния не следует понимать в узком смысле, и сводить ее к технической диагностике по отдельным параметрам. Речь идет о комплексной оценке состояния на основе расчета интегрированных показателей (индексов технического состояния), каждый из которых может включать в себя взвешенные значения множества параметров.
Современный подход к предупреждению отказов состоит в том, что соответствующая стратегия обслуживания должна быть выбрана, и применена к тому или иному оборудованию исходя из его значимости для надежного выполнения производственного задания, и разумного баланса между затратами на предупреждение его отказа и тяжестью последствий этого отказа. Такой подход называют обслуживанием, ориентированным на надежность, или Reliability-Centered Maintenance (RCM) [2-4]. Согласно определению ГОСТ Р 27.002-2009, RCM – это систематизированный метод, определяющий соответствующие задачи и частоту повторения операций технического обслуживания, в основу которого положены вероятности и последствия отказов. Другой стандарт, ГОСТ Р 27.601-2011, вводит понятие НОТО, которое по своему смыслу соответствует RCM. НОТО – надежностно ориентированное ТО (техническое обслуживание). Согласно стандарту, НОТО заключается в систематическом подходе к анализу данных по безотказности и безопасности с целью определения возможности и целесообразности выполнения задач профилактического ТО, выделения проблемных областей ТО с целью пересмотра проекта и разработки наиболее эффективной программы профилактического ТО. Логика НОТО применяется к отдельным видам отказов каждого изделия, идентифицированным в процессе АВППКО (анализ выявленных причин, последствий и критичности отказов), через последовательное определение методов обнаружения и корректировки предполагаемых отказов с целью сохранения установленных уровней безотказности и безопасности.
В рамках RCM указанные в начале предупреждающие стратегии применяются в комплексе с корректирующим (реактивным) обслуживанием (ремонт по отказу), а также с проактивным обслуживанием, предупредительный характер которого основан на выявлении основных (коренных) причин отказов и внесении изменений – в конструкцию оборудования, в регламенты эксплуатации и обслуживания, в компетенцию эксплуатационного и ремонтного персонала.
Таким образом, RCM ориентирует нас на то, что никакая стратегия ремонта и обслуживания, в том числе ремонт по отказу, не является изначально плохой и непригодной. Необходимо лишь определить целесообразность и возможность применения той или иной стратегии к конкретному оборудованию в заданном операционном контексте его использования.
При этом целесообразность применения той или иной стратегии может столкнуться с проблемой ее реализации. В случае с обслуживанием по регламенту (система ППР) препятствием может быть отсутствие регламентов как таковых, либо отсутствие доступа к ним и возможности их оперативного использования. Отсутствие адекватных инструментов объективного учета оборудования, и составления планов-графиков работ, которые связали бы каждую единицу оборудования с документированным регламентом его обслуживания и с графиком работ. Отсутствие возможности реального, а не формального, объемно - календарного планирования и перепланирования работ, с определением потребных ресурсов под каждую работу – людских, материальных, финансовых. Отсутствие инструментов оперативного контроля выполнения запланированных работ.
Целесообразность применения стратегии обслуживания по состоянию для снижения рисков и повышения эффективности горного оборудования была обоснована в работах как зарубежных, так и отечественных специалистов [1, 5, 6]. Однако ее реализация сталкивается с такими проблемами, как отсутствие методик оценки состояния технически сложных объектов, какими являются горные машины и оборудование. При этом методики должны обеспечивать агрегирование физически разнородных оценок, таких как результаты внешних осмотров и инспекций, результаты вибродиагностики, инфракрасной диагностики и т. д. Отсутствие моделей оценки состояния. Отсутствие соответствующих инструментов сбора, обработки и анализа информации, что особенно критично, поскольку для реализации стратегии обслуживания по состоянию необходимо оперировать большими объемами информации. Таким образом, задача практической реализации предупредительных стратегий обслуживания, в том числе стратегий обслуживания по регламенту и по состоянию, является на сегодняшний день наиболее актуальной. В 2011-2013 годах, НПП «СпецТек» и Институт проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН РАН) выполнили комплекс работ в этом направлении. В частности, компания НПП
«СпецТек» выступила как исполнитель, а ИПКОН РАН как заказчик разработки подсистемы технического обслуживания, ремонта, анализа и оценки технического состояния очистного комплекса (ТОРОС) шахты. Подсистема разрабатывалась как часть автоматизированной системы поддержки принятия решений и комплексного синтезирующего мониторинга («АС ППТР и КСМ»), которая, в свою очередь, создавалась на основании государственного контракта № 16.525.12.5008, заключенного между ИПКОН РАН и Министерством образования и науки РФ. Предметом госконтракта является выполнение опытно-конструкторских работ по теме: «Создание технологии прогноза, оценки риска опасных природных и техногенных явлений при подземной разработке твердых полезных ископаемых и выработки технологических решений по их предотвращению на базе интеллектуальной системы поддержки принятия решений и комплексного синтезирующего мониторинга».
На текущий момент подсистема ТОРОС разработана, и находится на стадии внедрения на одном из угледобывающих предприятий ОАО «СУЭК-Кузбасс».
Читайте далее в журнале Горное дело